22 мая 2025
Прокуратура Нижнего Новгорода напоминает, что сотрудники банков и правоохранительных органов никогда не просят граждан принимать участие в мероприятиях, связанных со снятием и переводом денежных средств, получением кредитов, продажей квартир, передачей наличности посторонним лицам.
Внимание! Распространенные схемы мошенничества
Фишинговые атаки через мессенджеры и социальные сети:
• Мошенники отправляют сообщения со ссылками, ведущими на сторонние ресурсы. Чтобы воспользоваться интересующей информацией предлагают внести персональные данные — логины, пароли, данные банковской карты.
Использование поддельных сайтов маркетплейсов:
• Создаются копии известных интернет-магазинов. Покупатели переводят деньги за несуществующий товар и не получают заказ.
Звонки от «сотрудников банка»:
• Лжесотрудники банков и правоохранительных органов сообщают о «подозрительных операциях» и предлагают перевести деньги на «безопасный» счет.
Поддельный QR-код:
• Мошенники размещают поддельные QR-коды в различных местах, например, на парковках или квитанциях об оплате услуг, сканирование которых может привести к установке вредоносного программного обеспечения, или утечке персональных данных.
Ложные сообщения о компенсациях и выплатах:
• «Жертве» предлагают компенсацию или социальные выплаты, требуя предварительный платеж «за оформление».
Взлом аккаунтов в социальных сетях и требование выкупа:
• Получив доступ к личным страницам пользователей сети «Интернет», злоумышленники требуют деньги за их восстановление. Однако, выплата денег не гарантирует восстановление доступа к аккаунтам.
Как защитить себя:
• Не переходите по подозрительным ссылкам.
• Проверяйте достоверность информации через официальные источники.
• Прежде, чем приобрести товар, убедитесь, что находитесь на официальном сайте организации путем сличения всех знаков его адреса в браузерной строке.
• Знакомьтесь с отзывами об организации.
• Не сообщайте личные данные незнакомцам, кем бы они не представились.
• Используйте для защиты сложные пароли и двухфакторную аутентификацию.
• Помните, что настоящие работники банков и правоохранительных органов не информируют граждан о финансовых угрозах и не предлагают перевести деньги на «безопасный счет».
• Знайте, социальные организации не требуют предоплату за выплаты.
Мы не рыба, которую мошенники ловят на крючок
Набирает обороты «фишинг» — как способ мошенничества, заключающийся в направлении посредством интернет-сайтов, социальных сетей, адресов электронной почты ссылок на различные ресурсы, которые так или иначе заинтересовывают население, побуждая перейти по ним.
В переводе с английского «фишинг» означает «рыбалка». Но для злоумышленников граждане не рыбаки, а рыба, которую можно поймать на крючок и использовать по своему усмотрению.
Чем же заинтересовывают?
Например, гарантируют получение приза от маркетплейса или скидки от любимого магазина, увеличение пенсионных начислений и других социальных выплат или дополнительный доход от какой-либо деятельности.
При переходе по ссылке, как правило, предлагают заполнить персональные данные, в т.ч. реквизиты банковских карт, что открывает мошенникам доступ к управлению имеющимися у гражданина банковскими продуктами (счетами, кредитами, ипотекой) или оформить их на него.
Каждому должно быть понятно, что передавать свои персональные данные неизвестным лицам опасно.
Государственные органы и банки никогда не запрашивают такие сведения посредством мессенджеров, социальных сетей или электронной почты.
Критически оценивайте поступающую информацию!
Как отличить поддельный сайт
Растет популярность онлайн-платежей, а вместе с нею число мошеннических действий в сети.
Один из самых распространенных видов мошенничества — создание сайтов-двойников.
Внешне они очень похожи на официальные сайты банков, государственных органов, платежных систем или онлайн-магазинов, в т.ч. веб-страниц по продаже авиабилетов, турпутёвок, мест в гостиницах и санаториях.
Цель мошенников — получить доступ к личным данным или финансовым аккаунтам пользователей, чтобы использовать их в своих целях.
Часто такие сайты-двойники имеют похожий с настоящим сайтом дизайн и структуру изложения материала, а также похожие доменные имена.
Значит надо научиться распознавать их.
Прежде чем приобрести товар онлайн и вводить персональные данные проверьте адрес сайта в верхней строке браузера. Убедитесь, что он начинается с английских букв и знаков «https://» и имеет пиктограмму замка, которая гарантирует безопасную передачу информации.
• Сверьте каждый знак адреса, возможно обнаружите замену одной буквы на другую или дополнительный символ.
• Обратите внимание на дизайн сайта и его содержание. Поддельный сайт, как правило, имеет некачественный дизайн и грамматические ошибки в текстах.
• Найдите в поисковых системах, например, «Яндекс», «Гугл» или на официальных форумах отзывы. Обычно люди делятся своим опытом попадания на мошенников и предупреждают о поддельных сайтах.
• Сравните цены на товар и условия продажи на нескольких сайтах. Слишком низкая цена -признак, отличающий мошенников.
• Получив электронное письмо со ссылкой на сайт, который вы не знаете, не переходите по ней. Лучше вручную введите адрес сайта в поисковую строку браузера.
• Если веб-сайт представляет собой онлайн-магазин или компанию, убедитесь, что на нем представлены наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, адрес регистрации и фактический адрес организации, реквизиты расчетного счета.
• Настоящие сайты обычно имеют дополнительные функции безопасности, такие как возможность создания пользователем учетной записи с логином и паролем, опции настройки приватности, позволяющие задать правила и ограничения для доступа к персональным данным.
Разумная осторожность еще никому не повредила.
Новые обязанности банков по защите клиентов от мошенников
В целях защиты клиентов от мошенников внесены следующие изменения в ФЗ «О банках и банковской деятельности, вступающие в силу с 01.09.2025, обязывающие кредитные организации:
— в случаях, предусмотренных законами, предоставить органу, осуществляющему оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, запрошенные сведения с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
— до выдачи наличных со счетов с использованием банкомата осуществить проверку наличия добровольного согласия клиента, имеющего платежную карту (признаки отсутствия такого согласия устанавливаются Банком России и размещаются на его официальном сайте). При наличии таковых на 48 часов с момента направления запроса на выдачу денег ограничить ее суммой не более 50 тыс.руб. в сутки и незамедлительно уведомить клиента о причинах ограничения;
— при получении из базы данных Банка России информации, относящиеся к клиенту и (или) его электронному средству платежа о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без его добровольного согласия, ограничить выдачу наличных денежных средств с использованием банкоматов на сумму не более 100 тысяч рублей в месяц, на период нахождения сведений в указанной базе данных;
— использовать иностранные мессенджеры для звонков и сообщений клиентам;
— при предъявлении доверенности на получение от имени клиента наличных денежных средств зафиксировать данный факт и обеспечить хранение копии такой доверенности в течение 5 лет с даты предъявления или выдачи наличных денежных средств;
— обеспечить клиенту — физическому лицу по соглашению с кредитной организацией и уполномоченным им лицом возможность подтверждать совершение операции по переводу денежных средств с банковских счетов (вкладов) клиента в пользу третьих лиц, получению наличных денежных средств с них, в том числе с использованием банкомата;
— обеспечить клиенту право выбора операций по переводу денег, а также банковских счетов, операции по которым требуют подтверждения уполномоченного лица;
— незамедлительно, в порядке, определенном соглашением, отправлять уведомления уполномоченному лицу;
— приостановить прием к исполнению распоряжения клиента — физического лица при совершении операции по переводу денежных средств (за исключением операции по переводу денежных средств с использованием платежных карт или сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России) до момента получения подтверждения совершения операции по переводу денежных средств от уполномоченного лица; отказать клиенту в совершении операции по переводу денежных средств с использованием платежных карт или сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России либо в совершении операции по получению наличных денежных средств, если соответствующая операция относится к операции, требующей подтверждения уполномоченным лицом;
— в местах оказания услуг (в том числе на своем официальном сайте в сети «Интернет» и в мобильном приложении (при его наличии) размещать информацию о праве клиента на основании соглашения наделить лицо статусом уполномоченного лица для получения подтверждения совершения таким клиентом операции по переводу денежных средств или операции по получению наличных денежных средств, о порядке наделения лица статусом уполномоченного лица и лишения лица этого статуса, требованиях к уполномоченному лицу и об условиях осуществления им своих полномочий, о стоимости услуг кредитной организации за информирование уполномоченного лица и клиента о подтверждении (либо об отклонении) соответствующей операции уполномоченным лицом либо о безвозмездности такого информирования.
Подтверждение или отклонение операции должно быть направлено уполномоченным лицом не позднее 12 часов, если более короткий срок не будет установлен соглашением.
Одновременно законом запрещено сотрудникам госучреждений, банков и операторов связи использовать иностранные мессенджеры для звонков и сообщений клиентам.
Продавцам на маркетплейсах предоставлено право пройти верификацию через Госуслуги и получить специальную отметку, что позволит покупателям быть уверенными в надежности поставщиков.
Сервису «Госуслуги» запрещено отправлять сообщения пользователям для входа в аккаунт во время телефонного разговора. Код доступа будет поступать после его завершения, что исключит возможность для злоумышленников удерживать внимание абонента и требовать назвать код из СМС.
Гражданам предоставлена возможность на Госуслугах и в МФЦ запретить заключение договоров связи без личного присутствия.
Контакты
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»
Нижний Новгород, ул. Черняховского, д. 14А
Единый справочный телефон: 8 (831)-218–51–81
Электронная почта: cppmsp_nn@mail.52gov.ru
Центральная ПМПК города Нижнего Новгорода
Территориальные ПМПК города Нижнего Новгорода